Ковалева
Л.А., учитель русского
языка
и
литературы
МОУ
Лицей № 6
г.
Качканар
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.материалы к уроку
УМК: учебный
комплекс под редакцией Е.А.Быстровой.
Русский язык. 5 класс.
Тема урока: Правописание морфем
с чередованием .
Тип
урока: Обобщение и
систематизация полученных знаний.
Цели:
Формирование у обучающихся
умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет
изучения орфограмм «Чередование в морфемах».
Этапы
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
УУД
|
||||||||||||||||||||||||||||
1.Мотивация к
учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно –
значимом уровне
|
Приветствие учащихся.
(Слайд № 1)
|
Размышляют, предлагают ситуации
Объясняют правописание, выделяя орфограммы
|
Личностные: положительное отношение к учебной
деятельности.
Познавательные: извлечение нужной информации,
самостоятельное ее нахождение.
|
||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация
знаний и пробное учебное действие. Целеполагание
Цель: готовность мышления и осознание потребности к
построению нового способа действия.
|
Знание каких орфограмм использовали? В каких морфемах?
Какова же тема сегодняшнего урока?
Давайте вспомним,
с какими правилами написания чередования букв мы уже познакомились.
Выполним небольшое задание. ЦОР «Правописание корней с
чередованием» (Слайд № 3)
Их очень много. Как же разобраться с таким
многообразием знаний? (Слайд № 4, 5,6)
Какова же цель сегодняшнего урока?
|
Учащиеся, объясняют известные орфограмм
Формулируют тему: «Чередование в морфемах»
Называют чередующиеся морфемы
Один ученик выполняет интерактивное задание на
компьютере.
Формулируют цель урока «Обобщение и систематизация
полученных знаний по чередующимся морфемам»
|
Познавательная: анализ объектов с целью выделения
признаков, подведение под понятие.
Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в
ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация
своего мнения, учет разных мнений.
Целеполагание.
|
||||||||||||||||||||||||||||
3. Представление
созданных учащимися проектов-презентаци.
|
Учитель предлагает представить подготовленные
презентации по группам.
|
Учащиеся представляют презентации по разным условиям
выбора орфограмм в морфемах:
·
Правописание зависит от суффикса -а-
·
Правописание зависит от ударения
·
Правописание зависит от последующей
буквы
·
Правописание зависит от лексического
значения
Все выполняют задания,
сотавленные учащимися
|
Познавательные: преобразование информации из одной
формы в другую.
Регулятивные: коррекция, контроль.
Коммуникативные: умение ориентироваться в системе
знаний, осуществлять анализ объектов.
|
||||||||||||||||||||||||||||
4.
Динамическая пауза (этап физической разрядки).
Цель: сменить вид деятельности.
|
Игра. Учитель кидает мяч и называет морфему с
чередованием, ребенок, поймавший мяч, называет условие выбора орфрграммы.
|
Учащиеся выполняют упражнение.
|
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее
реализация на уроке.
|
||||||||||||||||||||||||||||
5. Закрепление
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
|
Учитель предлагает выполнить задания по микрогруппам:
(Приложение 1)
Ø «Корректоры»
(найти ошибки в предложенном рексте)
Ø «Грамотеи»
(работа с перфокартой: вставить пропущенные буквы)
Ø «Поэты»
(сочинить четверостищие с предложенными рифмами).
|
Учащиеся выполняют задания по микрогруппам. Речевое
проговаривание.
Один ученик - на компьютере выполняет задание на
тренажере («Русский язык. Электронный
тренажер»)
|
Познавательные: анализ объектов с целью выделения
признаков.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и
точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.
Регулятивные:
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
|
||||||||||||||||||||||||||||
6. Оценивание
полученных результатов
|
Учитель предлагает проверить выполнение работ
|
·
Индивидуальная работа оценивается
интерактивно
·
«Корректоры» - самооценка (по слайду
№ 10)
·
«Грамотеи» - по перфокарте
·
«Поэты» - аплодисменты
|
Личностные: способность самооценки своих действий и
оценке действий одноклассников
|
||||||||||||||||||||||||||||
6. Подведение
итогов
|
Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос «От
чего может зависеть выбор чередующейся буквы в морфемах?»
Учитель
предлагает учащимся «Лингвистическое лото» (Приложение 2)
|
Учащиеся называют условия выбора чередующейся буквы в
корнях и приставках.
Выполняют задание группой (распределяют морфемы по
способам выбора орфограмм)
|
Познавательные: рефлексия способов и условий действия умение
находить нужную информацию..
|
||||||||||||||||||||||||||||
3.
Рефлексия.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов,
самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
|
Рефлексия
(Приложение 3)
Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны
два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:
•
Я научился …….
•
Мне было на уроке…..
•
Мое настроение
|
Учащиеся заканчивают предложения.
|
Познавательные: контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или
неуспеха в УД.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание:
Составить
диктовку, использовав разные случаи чередования, или текст (сказку) с чередованием гласных
корне слова.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий