Эссе

«Я учу и я учусь»

Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученику,
 как отец, мать, - он будет лучше того учителя,
который прочел все книги, но не имеет
 любви ни к делу, ни к ученикам.
 Если учитель соединяет в себе любовь
 к делу и к ученикам,
он - совершенный учитель. 
Лев Николаевич Толстой
 

Когда-то давно, еще будучи несмышленой девчонкой, я увидела на столе у мамы, учительницы, оранжевую книжку в мягкой обложек, с солнышком, на котором было написано название «Сердце отдаю детям». Меня тогда это очень поразило. Я спросила у мамы, о чем эта книга. А она сказала, что книга эта об учителях и для учителей. Я тогда испугалась за маму: она тоже учитель, и если она будет отдавать свое сердце детям, как она будет жить. Но мама мне сказала: «Понимаешь, дочка, если человек любит кого-то по-настоящему, отдавая свое сердечное тепло, он становится только богаче, счастливее.» Конечно, тогда  я не все поняла, но за маму успокоилась, потому что видела, что ее тепла, любви, сердца хватает на всех: и на своих родных дочерей, и на своих учеников.
Прошло много лет с тех пор, но я все больше убеждаюсь в том, что по-настоящему учителем может себя считать только тот, кто отдает свое сердце детям. Без любви, понимания, чуткости невозможно в нашей профессии. Профессия учителя очень беспокойна, требует больших душевных затрат, поэтому она  притягательна и мучительна одновременно. Именно эти люди во все времена несли на себе почетное бремя по созданию и распространению образцов и идеалов в жизни человека. Причем у человека, избравшего этот путь, есть непреодолимая потребность отдавать себя, свои знания, свой опыт другим. Он просто не может иначе.
Современная жизнь с ее стремительным темпом порой загоняет нас, казалось бы, в тупик. Шквал бумаг, отчетов, непредвиденных, незапланированных  дел электризует нас, учителей, в школе. Иногда кажется, что не выдержишь, сорвешься, хочется бежать куда-нибудь от этого кошмара…  Но заходишь в класс, и на тебя устремляются глаза твоих учеников. Они такие разные: пытливые и удивленные, радостные и тревожные, с грустинкой и с чертовщинкой, но самое главное – нет равнодушных глаз, все они чего-то ждут от тебя. И забываются все передряги, неприятности, уходит раздражение, а на смену этому приходит Жизнь, настоящая, со своими вопросами и ответами. Понимаешь, зачем ты здесь, на этом свете: чтобы свет этих глаз не потух, чтобы им было интересно узнавать, мечтать, творить. А как этого достичь без Сердца? Без того, чтобы не поделиться своим теплом, своей радостью, своей любовью. 
Спросим любого ученика: «Каким ты видишь  учителя»? На первом месте будет ответ: доброго, любящего. Действительно, чем больше любви несешь детям, тем больше отдачи получаешь. Это такое счастье наблюдать, как раскрываются тонкие души детей, словно лепестки цветка  ранним утром под лучами  доброго солнца. Когда это видишь и чувствуешь,  разве поднимется рука оттолкнуть?
Я работаю в школе уже четверть века, много моих учеников уже отправились в большое плаванье по реке жизни. Всегда, когда прощаюсь с ними, говорю им:
Вы знайте, что загадано, то сбудется.
А я мечтаю только об одном:
Когда судьба вас разнесёт по свету белому,
О вас чтоб говорили лишь с добром.
Чтоб вы всегда в минуту жизни трудную
Не прятали лицо и шли, ветрам назло.
Чтоб были вы собой, как в годы школьные.
И каждому из вас чтоб повезло.
И как бы вас, ребята, жизнь не мучила,
Как не хлестали бы ветра в лицо,
Вы знайте, я люблю вас! И запомните:
Подставлю вам всегда своё плечо.
 И это не просто слова. За всех выпускников я волнуюсь, радуюсь их успехам, переживаю за неудачи. Все они мои дети, мои ученики, и одновременно мои учителя.
А как же иначе? Они росли, взрослели, мудрели на твоих глазах. Приходят они к нам маленькими птенчиками, кажется, ничего не умеющими и не знающими, а выходят красивыми, взрослыми, во многом разбирающимися, имеющими на все свой взгляд, свою точку зрения. Я обожаю уроки литературы в старших классах, когда беседа наша о нас, о нашей жизни (ведь мы и есть герои литературы, мы, люди, человеки) может уйти далеко-далеко. Мне нравится делать открытия во время наших размышлений, даже мне, уже пожившей, повидавшей. А что же у них, моих уже взрослых, но еще девчонках и мальчишках, творится в головах, в сердцах?! Я понимаю великую миссию таких уроков: воспитание Личности.
Е. Ильин, величайший учитель-импровизатор,  об этой миссии не забывал  ни на секунду. «Урок литературы может больше, чем сама литература», -  утверждал он. Поэтому учитель, особенно словесник, должен быть предельно искренним со своими учениками.
Как-то я услышала:
- Человек не может всё знать, только учителя редко в этом признаются.
Я уже давно поняла, что всегда нужно быть честным перед своими учениками, даже признавая своё незнание. Я могу, не стесняясь, попросить детей что-то подсказать и объяснить. А они могут это сделать. Тем более в наш сумасшедший век. Осваивала компьютер я не на курсах и семинарах, а сидя рядом со своими девчонками, создавая первые электронные газеты. Они потихоньку посмеивались над моей неумелостью, но радовались вместе со мной моим первым успехам, гордились, что научили учителя. Поэтому  я никогда не отступаю от этого правила: не стесняюсь быть собой перед этими девчонками и мальчишками. И это приносит свои плоды. Это учит их не бояться показать свое незнание, не бояться задать вопрос, потому что они уверены: вместе мы найдем ответ.
Вот они, два главных условия, которые позволяют видеть радость в профессии  учителя: любить детей и быть перед ними честными. И это то, что помогает мне каждый день уверенно и спокойно входить в класс навстречу эти, таким разным, взглядам моих любимых девчонок и мальчишек.
Мы, учителя, счастливые люди, потому что мы всегда учимся, а значит, мы всегда молоды, мы всегда движемся вперед. Понимая это, все чаще хочется сказать: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Хотя и знаешь, что остановить его нельзя, но можно оставить его в памяти, в сердце, которое у нас, учителей, действительно, очень большое. Сейчас я понимаю слова моей мамы.
Прекрасно сказал С. Соловейчик: «Пусть всем детям достанутся лучшие педагоги, бескорыстные,  страстно верящие в добро,  со строгими нравственными правилами, с глубоким уважением к мысли, болеющие за счастье каждого ребенка. Такие, каким должно быть человеку, Навечно Вызванному к Доске отвечать перед детьми,  отвечать за детей.»



27 февраля 2014 г.                       Ковалева Лариса Аркадьевна


Комментариев нет:

Отправить комментарий