«Я учу и я учусь»
Если учитель
имеет только любовь к делу,
он будет хороший
учитель.
Если учитель
имеет только любовь к ученику,
как отец, мать,
- он будет лучше того учителя,
который прочел
все книги, но не имеет
любви ни к делу,
ни к ученикам.
Если учитель
соединяет в себе любовь
к делу и к
ученикам,
он - совершенный
учитель.
Лев Николаевич
Толстой
Когда-то давно, еще будучи несмышленой
девчонкой, я увидела на столе у мамы, учительницы, оранжевую книжку в мягкой
обложек, с солнышком, на котором было написано название «Сердце отдаю детям».
Меня тогда это очень поразило. Я спросила у мамы, о чем эта книга. А она
сказала, что книга эта об учителях и для учителей. Я тогда испугалась за маму:
она тоже учитель, и если она будет отдавать свое сердце детям, как она будет
жить. Но мама мне сказала: «Понимаешь, дочка, если человек любит кого-то
по-настоящему, отдавая свое сердечное тепло, он становится только богаче,
счастливее.» Конечно, тогда я не все поняла, но за маму успокоилась,
потому что видела, что ее тепла, любви, сердца хватает на всех: и на своих
родных дочерей, и на своих учеников.
Прошло
много лет с тех пор, но я все больше убеждаюсь в том, что по-настоящему
учителем может себя считать только тот, кто отдает свое сердце детям. Без
любви, понимания, чуткости невозможно в нашей профессии. Профессия учителя очень
беспокойна, требует больших душевных затрат, поэтому она притягательна и мучительна одновременно.
Именно эти люди во все времена несли на себе почетное бремя по созданию и
распространению образцов и идеалов в жизни человека. Причем у человека,
избравшего этот путь, есть непреодолимая потребность отдавать себя, свои
знания, свой опыт другим. Он просто не может иначе.
Современная жизнь с ее стремительным темпом
порой загоняет нас, казалось бы, в тупик. Шквал бумаг, отчетов, непредвиденных,
незапланированных дел электризует нас,
учителей, в школе. Иногда кажется, что не выдержишь, сорвешься, хочется бежать
куда-нибудь от этого кошмара… Но
заходишь в класс, и на тебя устремляются глаза твоих учеников. Они такие
разные: пытливые и удивленные, радостные и тревожные, с грустинкой и с
чертовщинкой, но самое главное – нет равнодушных глаз, все они чего-то ждут от
тебя. И забываются все передряги, неприятности, уходит раздражение, а на смену
этому приходит Жизнь, настоящая, со своими вопросами и ответами. Понимаешь,
зачем ты здесь, на этом свете: чтобы свет этих глаз не потух, чтобы им было
интересно узнавать, мечтать, творить. А как этого достичь без Сердца? Без того,
чтобы не поделиться своим теплом, своей радостью, своей любовью.
Спросим любого ученика:
«Каким ты видишь учителя»? На первом
месте будет ответ: доброго, любящего. Действительно, чем больше любви несешь
детям, тем больше отдачи получаешь. Это такое счастье наблюдать, как
раскрываются тонкие души детей, словно лепестки цветка ранним утром под лучами доброго солнца. Когда это видишь и
чувствуешь, разве поднимется рука
оттолкнуть?
Я работаю в школе уже четверть века, много моих
учеников уже отправились в большое плаванье по реке жизни. Всегда, когда
прощаюсь с ними, говорю им:
Вы знайте, что загадано, то сбудется.
А я мечтаю только об одном:
Когда судьба вас разнесёт по свету белому,
О вас чтоб говорили лишь с добром.
Чтоб вы всегда в минуту жизни трудную
Не прятали лицо и шли, ветрам назло.
Чтоб были вы собой, как в годы школьные.
И каждому из вас чтоб повезло.
И как бы вас, ребята, жизнь не мучила,
Как не хлестали бы ветра в лицо,
Вы знайте, я люблю вас! И запомните:
Подставлю вам всегда своё плечо.
А я мечтаю только об одном:
Когда судьба вас разнесёт по свету белому,
О вас чтоб говорили лишь с добром.
Чтоб вы всегда в минуту жизни трудную
Не прятали лицо и шли, ветрам назло.
Чтоб были вы собой, как в годы школьные.
И каждому из вас чтоб повезло.
И как бы вас, ребята, жизнь не мучила,
Как не хлестали бы ветра в лицо,
Вы знайте, я люблю вас! И запомните:
Подставлю вам всегда своё плечо.
И это не просто слова. За всех выпускников я
волнуюсь, радуюсь их успехам, переживаю за неудачи. Все они мои дети, мои
ученики, и одновременно мои учителя.
А как же иначе? Они росли, взрослели, мудрели на
твоих глазах. Приходят они к нам маленькими птенчиками, кажется, ничего не
умеющими и не знающими, а выходят красивыми, взрослыми, во многом
разбирающимися, имеющими на все свой взгляд, свою точку зрения. Я обожаю уроки
литературы в старших классах, когда беседа наша о нас, о нашей жизни (ведь мы и
есть герои литературы, мы, люди, человеки) может уйти далеко-далеко. Мне
нравится делать открытия во время наших размышлений, даже мне, уже пожившей,
повидавшей. А что же у них, моих уже взрослых, но еще девчонках и мальчишках,
творится в головах, в сердцах?! Я понимаю великую миссию таких уроков:
воспитание Личности.
Е. Ильин, величайший учитель-импровизатор, об этой миссии не забывал ни на секунду. «Урок литературы может больше,
чем сама литература», - утверждал он.
Поэтому учитель, особенно словесник, должен быть предельно искренним со своими
учениками.
Как-то я услышала:
- Человек не может всё знать, только учителя редко в
этом признаются.
Я уже давно поняла, что всегда нужно
быть честным перед своими учениками, даже признавая своё незнание. Я могу, не
стесняясь, попросить детей что-то подсказать и объяснить. А они могут это
сделать. Тем более в наш сумасшедший век. Осваивала компьютер я не на курсах и
семинарах, а сидя рядом со своими девчонками, создавая первые электронные газеты. Они потихоньку посмеивались над моей неумелостью, но радовались вместе
со мной моим первым успехам, гордились, что научили учителя. Поэтому я никогда не отступаю от этого правила: не
стесняюсь быть собой перед этими девчонками и мальчишками. И это
приносит свои плоды. Это учит их не бояться показать свое незнание, не бояться
задать вопрос, потому что они уверены: вместе мы найдем ответ.
Вот они, два главных условия,
которые позволяют видеть радость в профессии
учителя: любить детей и быть перед ними честными. И это то, что помогает
мне каждый день уверенно и спокойно входить в класс навстречу эти, таким
разным, взглядам моих любимых девчонок и мальчишек.
Мы,
учителя, счастливые люди, потому что мы всегда учимся, а значит, мы всегда
молоды, мы всегда движемся вперед. Понимая это, все чаще хочется сказать:
«Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Хотя и знаешь, что остановить его
нельзя, но можно оставить его в памяти, в сердце, которое у нас, учителей,
действительно, очень большое. Сейчас я понимаю слова моей мамы.
Прекрасно сказал С. Соловейчик: «Пусть всем
детям достанутся лучшие педагоги, бескорыстные,
страстно верящие в добро, со
строгими нравственными правилами, с глубоким уважением к мысли, болеющие за
счастье каждого ребенка. Такие, каким должно быть человеку, Навечно Вызванному
к Доске отвечать перед детьми, отвечать
за детей.»
27 февраля 2014 г . Ковалева Лариса
Аркадьевна
Комментариев нет:
Отправить комментарий